|
Интернет-воры работают по старинке
Случаи мошенничества с интернет-банкингом заставили россиян задуматься о безопасности этой
популярной услуги. Основные банковские операции — проведение платежей и списание со счетов
через глобальную сеть — как правило, надежно охраняются. Банки постоянно совершенствуют
системы защиты данных, делая их практически недоступными для хакеров и вирусов. Однако
даже самые современные технологии бессильны перед «человеческм фактором».
На днях клиенты Альфа-Банка пожаловались «Ведомостям» на то, что с их счетов были
незаконно списаны крупные суммы. Оба гражданина пользовались счетами в системе
интернет-банкинга «Альфа-Клик». Чтобы попасть в интернет-банк и получить выписку со счета,
они должны были в специальном поле ввести логин и пароль, а для совершения платежа — еще и
разовый код доступа, который высылается клиентам на мобильник в виде sMs-сообщения.
28 марта два клиента Альфа-Банка обнаружили, что их сотовые телефоны не работают. Днем
позже выяснилось, что не подходят пароли к интернет-банку, и после нескольких попыток
ввести недействующий пароль счета были заблокированы.
30 марта один из клиентов обратился в банк, сотрудник которого разблокировал счет, но
пароль снова не подошел. Чтобы разобраться с телефоном, клиент банка обратился к своему
сотовому оператору (МТС), который посоветовал ему заменить siM-карту. Получив заветную
«симку», гражданин наконец-то смог воспользоваться новым паролем и ознакомиться с
состоянием счета, который, как выяснилось, за последние два дня значительно уменьшился.
Пока телефон не работал, было совершено три операции: конвертация 3500 евро в рубли и
перевод 100 тыс. и 99 тыс. руб на другой счет в Альфа-Банке в виде «материальной помощи».
Похожая история произошла и со вторым клиентом банка. Разница лишь в том, что он
являлся абонентом «Мегафона». Как выяснилось, и МТС, и «Мегафон» 28 марта получили
заявления на перевыпуск siM-карт пострадавших. Очевидно, заявления были похожи на
настоящие и подтверждались соответствующими документами.
Представители Альфа-Банка и сотовых операторов сообщили, что проводят расследование по
каждому из этих случаев. Позже клиенты Альфы рассказали журналистам, что банк уже
возместил им потери. В кредитной организации давать подробные комментарии «Росбалту»
отказались, сославшись на то, что без проведения подробного расследования делать
какие-либо выводы преждевременно. Однако, как утверждают эксперты, в данном случае винить
банк или оператора связи в неэффективной защите от мошенничества нет смысла. Налицо —
примитивные махинации с поддельными документами, перед которыми бессильны любые
технические средства защиты.
Между тем, именно на средствах технической защиты концентрируют усилия большинство
участников рынка. Они вынуждены пристально следить за безопасностью, поскольку количество
россиян, которые предпочитают пользоваться банковскими услугами через Интернет, ежегодно
увеличивается. Как стало известно «Росбалту», за прошлый год популярность oNLiNe-сервисов
«Абсолют банка» выросла на 40%, у системы «Телебанк» ВТБ 24 — в 2 раза. Такими же темпами
увеличивалось количество интернет-клиентов Альфа-Банка. Причем в регионах этот процесс
идет еще быстрее.
При помощи систем интернет-банкинга, которые предлагаются большинством крупнейших
российских банков, клиенты могут покупать и продавать валюту в режиме oNLiNe, совершать
денежные переводы, размещать депозиты, оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь и
доступ в Интернет — причем практически круглосуточно, и иметь доступ к средствам на счете
из любой точки мира.
Спрос на oNLiNe-услуги банков растет и среди корпоративных клиентов. Как поясняет
управляющий филиала «Абсолют Банка» в Санкт-Петербурге Виталий Демидов, это позволяет
избежать лишнего бумажного документооборота, значительно ускоряет и упрощает процесс
передачи в банк платежных документов и их последующее исполнение. «Для клиентов — это
прямая экономия времени и сил своих сотрудников, которым больше не нужны ежедневные
утомительные поездки», — говорит Демидов. При этом банк тоже получает выгоду: сокращается
нагрузка на сотрудников и издержки.
|
|
|